Вам приходилось ездить по нашим автотрассам долго? Так как ездят по ним «дальнобойщики»? Мне давно хочется рассказать о своих ощущениях во время поездки, и всегда было желание приурочить это ко Дню водителя, но получается только вот сейчас…
Что такое «дорога»? – Для кого как: определённым образом выделенная территория для перемещения транспортных средств – можно так сказать. Но для меня Дорога – это гигантское предприятие. Которое работает постоянно без выходных, без перекуров и перерывов на обед и отдых. На такую мысль навёл меня мой приятель-дальнобойщик, как-то сказав: «А здесь у нас шиномонтажный цех»: мы как раз проезжали мимо стоявшей на обочине фуры, водители которой меняли вышедшее из строя колесо… Да что колесо – на обочине, бывает, и двигатели, и коробки передач ремонтируют!
Самым удачным сравнением Дороги, на мой взгляд, может быть сравнение с системой кровообращения организма… - Может, на каком-то из участков и бывает сбой, но в целом система работает постоянно! – К примеру, выводят какой-либо участок в ремонт: предварительно организуют каким-либо образом объезд или же сами водители создают его стихийно, и уже в нескончаемом пылевом облаке или в разбитой грязи «…чавкающей жирно» ревут, гудят, ползут КрАЗы, КамАЗы, Вольвочки и Жигулёнки, ЗиЛы и Окушки, проваливаясь в колдобины, подпрыгивая и скрипя на ухабах, скрипом покрывая нецензурную водительскую «радость»…
Но вот неблагополучный участок дороги пройден, впереди твёрдое и относительно ровное дорожное покрытие! Облегчённый вздох, перегазовка, переключение передачи и уже вместо скрипа – шелест резины по Дороге, вместо нецензурщины – песня… И вся автомобильная колонна, до этого такая «сплочённая» в одну плотную и, казалось неразрывную, массу автомобилей понемногу начинает разбегаться: первыми самые шустренькие «легковушки», пользуясь нерасторопностью и инертностью грузовиков одна по одной вырываются вперёд и начинают в прямом смысле поглощать трассу, а за ними понемногу набирая крейсерский скоростной режим «разбегаются» и тяжеловозы…
А как по-своему красиво происходит общее движение всего транспорта по всему пространству Дороги! – Мчат авто, не придерживаясь ни общей скорости движения, ни определённых интервалов между собой. Обратите внимание – вот собирается небольшая колонна автомобилей (чаще всего из-за более медленной скорости лидера этой колонны и невозможности обогнать его то ли по причине дорожных особенностей, то ли из-за встречного движения). Колонна эта может образовываться и рассасываться как довольно долго, так и весьма стремительно – всё от создавшейся обстановки на Дороге зависит…
И бывает так, что двигаясь в очередной раз в колонне, замечаешь автомобили, которые уже были «соседями», - это говорит о том, что скорость передвижения по Дороге, независимо от рывков и торможений, всё же в какой-то своей усреднённости, более-менее постоянна. Случается и так, что Дорогу начинаешь «сопереживать» вместе с этими соседями: становится видно, кто и как стремится к своей цели – этот вот любит останавливаться, чтобы вскипятить воды и чайку попить, и, как правило, выбирает для очередного привала местечко поживописнее; большая часть «передвижников» пользуются разнообразным дорожным сервисом в виде кафе и закусочных, но есть и такие ребята, которые заправляют свой организм на ходу! – «…чтобы ни случилось, всё равно, в конечный пункт я прибываю к сроку!»
Вечереет на Дороге необычайно плавно: понемногу уменьшается яркость, и (так было до введения правила о загородном передвижении со включенным «ближним» светом фар) уже встречные авто то по одному, а то и в большинстве едут со включенными «габаритами», и ты включаешь… А цвет горизонта между тем плавно переходит из ярко-розового в бледно-серый. Темнеет. Ночной способ перемещения по Дороге кардинально отличается от дневного.
Дорога расцвечивается в цвета от ярко-жёлтого до пронзительно белого с синевой по встречной полосе и в молочно-жёлто-красные цвета по «нашей» полосе. Хорошо ночью передвигаться по удобной широкой Дороге со светящейся разделительной разметкой, но превращается в пытку передвижение по узкой и выпуклой в центре своём Дороге (встречаются и такие!), да ещё если ты – в легковом авто, а тебе навстречу целая колонна тяжеловесных дальнобоев со всеми включенными «глазами», и ты, ослеплённый, вынужден прижиматься к обочине и ползти, привязав свой напряжённый взгляд к самому краешку асфальта…
Большинство водителей - вежливый народ: и помощь, если какая неприятность приключится, окажут, и к маневрам во время движения ответственно относятся… Ночью, бывает едешь по холмистой местности и видишь впереди яркое зарево за дорожным перевалом. И вдруг это зарево резко «выключается» - это встречный водитель, увидев такое же зарево от фар твоего автомобиля, приглашает тебя переключиться на более щадящий глаза «ближний» свет. Но бывает и так, что зарево не «выключается», несмотря на твои «приглашения», и вылетает сноп слепящего света из-за выпуклости дорожной, а ты начинаешь проклинать и наглеца встречного, и тех кто его так воспитал…
Если же тебя догоняет опытный водитель, он заблаговременно переключает яркость света фар, чтобы через твои зеркала заднего вида не слепить тебя. Также и ты, когда обгоняющий поравнялся уже с тобой, «переключаешься на ближний», чтобы уже его твои фары не ослепили. А наглецы и перегоняя не переключаются. Бывает и так, что пристроится такой тебе «на хвост» и едет, не обгоняя (удобнее двигаться ночью по Дороге, так сказать, за лидером: по габаритным и тормозным огням впереди идущего автомобиля легче следить за неровностями Дороги, да и встречные не так ослепляют!), а ты чувствуешь себя, как на сковородке! Иногда до того доходит, что приходится притормаживать и даже останавливаться, чтобы этого наглеца (или недотёпу) вперёд пропустить…
Тут уже, если есть такое желание, начинаешь его учить – сидишь у него на хвосте со своим ярким светом и даёшь ему понять, что же это такое - как минимум из двух зеркал принимать совсем не приятную для глаз нагрузку…
Вы знаете, какие ночью звезды бархатные на тёмно-синем фоне неба! Ты их всё же замечаешь, несмотря на довольно напряжённый ритм движения. Ты так же прекрасно чувствуешь, как пахнет лугом или свежескошенной травой… Запах выхлопных газов ты не ощущаешь по причине профессиональной привычки.
Ночью намного интереснее наблюдать скопление попутчиков в колонну – в спину тебе светит приглушённым светом товарищ, который хотел бы перемещаться по Дороге посноровистее тебя, а ты также «подсвечиваешь» зад впереди идущего авто, которое тебе не удаётся обогнать от уже приводимых мной дорожных причин (ночью они такие же, как и днём). Особенно великолепно смотрится ночная колонна на поворотах дороги, когда и разноцветье едущих впереди тебя автомобилей, и практически одинаковые «глаза» подпирающих сзади, изгибаются по дуге поворота, и ты, при определённой доли фантазии, ощущаешь себя частью сказочного организма, извивающегося в двух плоскостях дороги…
Разбег ночной колонны смотрится интереснее дневного разбега: можно сравнить с фейерверком, рассыпанным вдоль Дороги… «…Я еду и смотрю своё «кино» - бегущую навстречу мне Дорогу…»
Ближе к рассвету заметно меркнет «бархат» звёзд и проявляется поначалу их колючесть, а потом они будто прозрачными становятся и начинают сливаться со светлеющим небом. На востоке тёмно-синий колер неба слегка подёрнулся белесым оттенком – словно в крепкий чай добавили ложку молока, и, хоть сразу и не заметно, начинают проявляться силуэты деревьев или каких-либо тёмных строений по бокам Дороги…
Понемногу светает. И дальним светом теперь только невежда какой-то может огорчить тебя, а все добропорядочные участники движения перешли на ближний. Теперь совершенно ясно видно, как «разгорается» узкий ещё край неба над восточной частью горизонта: цвета фантастически переходят от тёмно-фиолетового и малинового к ярко-солнечному, но до Солнца ещё ехать и ехать!
Становятся видными лёгкие облачка над самым горизонтом и выше, глубже по небу: их цвета тоже повторяют небесное разноцветье, но… «молоком разбавленное». Теперь на Дороге становится совсем светло, но Солнышко ещё где-то за горизонтом «прихорашивается», хотя слепящая полоса над горизонтом уже предвещает наступление момента Восхода.
От дороги исходит утренний запах её свежести, несравнимый с дневным, жарким запахом. Также пахнет и с проносящихся мимо лугов и полей их свежестью, что совершенно не ощущается во время дневного движения…
Наступает момент Восхода – чисто умытое со слегка опухшими ото сна глазами появляется Солнышко! – Розово-малиновое с желтизной. Тёплое. Доброе. Доброго утра всем, кто в пути! Доброго утра всем, кто на Дороге! Доброго утра всем на всей Земле!
Напарник на спальнике заворочался – инстинкт: через час-полтора меняемся… Счастливой всем Дороги!